Домой Общество Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости

Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости

296
0

Содержание

Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости

Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости Комментарии: 2 архив КП Мнение педагогов, психологов и школьников.

Криминальные новости пестрят холодящими душу историями, главными действующими лицами в которых выступают подростки – жестоко побили сделавшего замечание прохожего, напали и отобрали телефон у старушки, убили бомжа. Эти взрослые дети как будто живут последний день — уходят со скандалом из дома, режут вены, гуляют в странных компаниях, портят чужое, ввязываются в сбыт наркотиков, пробуют запрещенное: в реанимации детских больниц каждый день, особенно во время праздников, везут таких подростков с отравлением алкоголем или наркотиками.

«КП в Украине» выясняла, кто же должен донести ребенку важные жизненные постулаты — «не мучай собаку и одноклассника», «не нюхай соли, в пыли лежащие», «не верь лапше на ушах, да не принесешь в подоле» — родители или школа.  

Зависит от креативности учителя

Учитель из Коростеня Оксана Шуляренко рассказала, как педагоги проводят беседы с учениками в ее школе.

— Все эти темы обязательно обсуждаются на воспитательных часах (их еще называют часами общения), — говорит педагог. — Классные руководители планируют темы воспитательных часов на целый семестр, как это происходит — зависит от креативности, умений и желания классного руководителя. Кажется, что чаще это скучно и делается для галочки. Если в школе или в городе случается ЧП, то беседы проводят и дополнительно фиксируют в классном журнале (хотя тут перестраховки для учителя больше, чем заботы о детях). Иногда такие беседы могут проводить другие специалисты (по согласованию с отделом образования): о СПИДе — врач, о буллинге и жестокости — полиция и т.д. Обязательно проводятся различные тематические недели («Неделя безопасности ребенка», «Неделя противодействия насилию в семье» и т.д.). За буллинг взялись серьезно — беседы, воспитательные меры обязательны. Все это организует и контролирует заместитель директора по воспитательной работе. Учителя даже квалификацию повышают по вопросам противодействия буллингу.

Педагог рассказала, что острые темы обязательно поднимаются в ходе изучения отдельных учебных предметов, тех же «Основ здоровья». Есть факультативы «Живи по правилам», «Психология общения». Есть конкурс агитбригад за здоровый образ жизни, там эти вопросы тоже могут поднимать в виде выступления, мини-концерта, песен, танцев, стихов.

— Еще есть специальный факультативный курс о СПИДе, у нас одна учительница была на тренинге и 2 года его преподавала по особой иностранной программе, — говорит Оксана. — Мне кажется, что СПИД сейчас — уже не популярная тема, это и в курсе биологии учат, как и тему «Половое созревание». Еще у нас есть религиозные организации, которые помогают наркоманам, иногда бывшие наркоманы выступают перед детьми. Христианская церковь проводит беседы (с согласия родителей), священник приходит в школу.

Заслуженный учитель Украины Пауль Пшеничка считает, что важную и непростую информацию детям нужно давать систематически и сообща – в связке «родители-учителя-общественные организации-полиция», — только тогда будет толк. Никуда не годятся те знания, которые сейчас дает ученикам современная школа.

— Массовая школа сейчас запущена, дети ведут себя как хотят, постоянно в телефонах, даже во время уроков, — вздыхает педагог. – Мы называем это демократией, на самом деле это безобразие. В школе должна быть дисциплина, как, например, в военно-спортивных школах, где дети отключены от гаджетов, пьянства, курения и компьютерных игр.

На школу надейся, а сам не плошай

Психологи говорят, что основа знаний и понимания, как нужно вести себя адекватно, должна исходить из семьи.

— Первым примером поведения для ребенка выступают родители — самые близкие люди, к которым есть доверие, — говорит школьный психолог из Днепра Виктория Лихошерстная. – С детьми нужно говорить, это очень важно. Часто это сделать трудно, и мам с папами можно понять – их родители не разговаривали с ними в свое время. Важно выстроить доверительные отношения. Детей с родителями может сблизить совместное занятие – даже регулярные просмотры интересных фильмов могут стать отличной семейной традицией.

Все начинается с семьи, и, если ребенок видит конфликты, скандалы и физическое насилие, – он будет нести в мир жестокость, выливать ее на сверстников или детей слабее себя.

У школьных психологов есть целое направление – «Профилактическая работа». Это разные курсы и факультативы, тематические недели с конкурсами, стенгазетами и выступлениями. Все они направлены на освещение острых и важных тем в легкой непринужденной форме.

— Например, у меня есть цикл занятий «Между нами, девочками», — рассказывает психолог. — Для каждого класса есть своя тематика. По возможности приглашаем гинеколога, который может рассказать много интересного об особенностях взросления. Взаимодействие мужчины и женщины очень интересуют подростков, но на эту тему с ними никто не говорит. Очень интересны детям вопросы о сексуальной культуре и гендере. Например, часто встречаю вопрос от девочек «Почему мне нравятся девочки? Со мной что-то не так?». Ребенок мучается вопросом, не зная, что это подростковая особенность. Дети хватают информацию из интернета, но мозг еще не готов к обработке этой информации. Рядом в такой момент должен быть взрослый, который все объяснит.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  80-летнюю пенсионерку наказали за газ, которым она не пользовалась два года

Что же касается жестокости, психолог сетует на неумение детей правильно решать конфликты. Родители учат сразу давать сдачу обидчику, не вникая в подробности, хотя на деле конструктивнее всего было бы разобраться в ситуации.

МНЕНИЕ ШКОЛЬНИКА

То, что рассказывают учителя не всегда интересно

Послушав точку зрения экспертов, я задала вопрос сыну, закончившему 9-й класс, как проходят беседы с детьми у него в школе и нравятся ли ему такие уроки. Надо отметить, что школа Родиона – самая большая в Днепре, в нее ходит больше полутора тысячи учеников, можно сказать, непаханое поле для работы специалистов. 

— Все, что мне интересно, я спрашиваю у вас с папой, — сказал сын. – А то, что рассказывают в школе об отношениях – не всегда интересно. Учителя стесняются, мы все время смеемся между собой. К нам приезжали полицейские с лекцией о буллинге – это было прикольно и познавательно, потому что на тот момент не все понимали, что такое буллинг и как он может выглядеть. О наркотиках интересно было послушать. Потому что рассказали, что бывает с мозгом, когда человек принимает вещества. Еще интересно, что к ним привыкание с первого раза. А то, что в течение года рассказывают учителя – не так познавательно, мне кажется, я бы сам мог рассказать больше, чем учитель.

А КАК У НИХ?

Израиль

Ольга Ермекбаева – мама троих мальчишек, двое из которых ходят в израильскую школу, поделилась своим опытом.

— Тут с садика стараются жестко реагировать на рукоприкладство, — рассказала она. — Никто не делает вид, что не видел конфликта, не будет игнорировать жестокость. С детства детей учат решать конфликты правильным путем – разговаривать, идти на компромисс. При этом делают упор на чувства ребенка, чтобы он мог объяснить, что его обидело и задело. Это делается, чтобы обидчик понял, какие его действия могут принести вред. В начальных классах есть урок «Жизненные связи», на нем учитель обсуждает с малышами, что такое дружба, как реагировать на проигрыш. 

В старших классах, по рассказу Ольги, с детьми говорят о правильных отношениях между мальчиками и девочками, там же рассказывают о контрацепции. Каждый год, по мере взросления детей, темы меняются. 

— Есть дети, которым тяжелее – они более агрессивные, часто из сложных семей. С ними постоянно ведут работу. В благополучной школе таких немного – в основном они уходят в специализированные классы. В жизнь ребенка очень включены родители: не дай бог чадо кто-то тронул – могут в ссору детей влезть, написать в чате родителям второй стороны претензию, учителю звонят с просьбой разобраться. У родителей есть влияние.

Еще в израильской школе очень серьезно относятся к теме бойкотов одного ребенка остальными. Если кто-то собирается праздновать день рождения, он не может пригласить несколько друзей и не пригласить одного или двух человек – только всех.

— Много педагоги работают над самооценкой детей, — говорит Оля. — Неважно, толстый ты или худой, с прыщами или без, уши торчат или нос картошкой – каждого ребенка воспитывают так, чтобы он ощущал себя принцем или принцессой.

США

О работе с детьми в школах Америки рассказала мама двух девочек — Яна Усенко.

— Работа с детьми ведется с самого детского сада, но ненавязчиво, — говорит девушка. — Из года в год с детьми проводят разговоры – дело в том, что перед каждым уроком есть немного времени, чтобы поделиться с учителем своими переживаниями и задать вопросы. В это же время проводят воспитательную работу. В первую очередь их учат не судить людей по внешнему виду – за оскорбительное слово, жест и даже взгляд можно схлопотать повестку в суд. Но наличие бесед зависит от уровня школы. Если у школы рейтинг 1010, то и заботы об учениках будет больше. А в школах с низким рейтингом, в районах, где рядом со школой стоит здание колонии для несовершеннолетних, такие беседы не проводят из-за бесполезности.

Польша

А вот в Польше, судя по рассказу папы двух мальчишек Константина Кащенко, никакой работы с детьми не проводят. 

— Вместо всего этого в школе есть предмет «Религия», возможно, там как раз и внушают христианское смирение и что можно делать, а что нельзя, — говорит Костя. — Мой сын на религию не ходит, для него я выбрал этику. Спросил у школьного психолога, он говорит, что иногда могут быть разговоры с детьми на классном часе, но как правило — проблемы решают, когда они возникают.