Депутат Госдумы Иван Сухарев предложил разрешить ввозить физическим лицам автомобили из-за границы для личного пользования по льготной таможенной пошлине. По его мнению, это позволит справиться с дефицитом машин и ростом цен на них.
Он направил обращение к главе Минфина Антону Силуанову, в котором предлагает установить льготную ставку пошлины в 5%, сообщает RT. Воспользоваться такой льготой, согласно его предложению, смогут физические лица, которые ввезут один автомобиль в течение пяти лет для личного пользования. Нынешние ставки, размер которых установлен в пределах от 48 до 54% необходимо сохранить на уплату пошлины за второй и последующие автомобили, если это лицо ввезет в течение установленных пяти лет. Также он предлагает рассмотреть вопрос о создании специального перечня транспортных средств, ввоз которых в Россию разрешен по льготной ставке, возложив полномочия по ведению этого перечня на правительство.
Это предложение более чем актуально. После того крупные автопроизводители приостановили поставки новых автомобилей в Россию, цены на них резко выросли. По словам депутата, был искусственно спровоцирован дефицит. Возможно, такое решение слегка сгладит ситуацию.
Напомним, ранее Минпромторг утвердил перечень товаров параллельного импорта. Однако, марки и модели машин в нем сильно ограничены. Так что проблемы дефицита на авторынке такой импорт не решит. К тому же высокие ставки ввозных пошлин все равно при нынешней экономической ситуации делают его не очень выгодным.
Тем более что даже разрешенный параллельный импорт также облагается не только высокими таможенными пошлинами, но и утилизационным сбором. Он не так высок, как таможенные ставки, однако тоже бьет по карману конечного потребителя. То есть автовладельца.
В общем, наладить ввоз иномарок, снизить стоимость на автомобили — это долгая и тяжелая работа для специалистов. Снижение таможенных пошлин — это могло бы стать одним из элементов решения проблемы. А разрешение на параллельный импорт всех марок и моделей без исключений — вообще повернуло бы рынок к снижению цен.
Рынок автомобилей в России сократился в апреле на 78,5 процента. Факторов, на это повлиявших, — множество. Годом ранее граждане на фоне дефицита автомобилей закупались всем, что есть на рынке. Сейчас спрос удовлетворен. А машин — не прибавилось. Кроме того, цены на них никак не способствуют росту этого спроса.
При этом стоит учесть, что на рынке буквально смели все машины возрастом до трех лет. То есть и подержанных автомобилей тоже практически не осталось.
Таким образом, повлиять на рынок может только расширении параллельного импорта и снижение таможенных ставок, которые сегодня, по сути, являются запретительными.