Содержание
40 лет под бетонным саркофагом: на Байковом открывают уникальное произведение искусства Комментарии: 1 Монумент признали не соответствующим принципам соцреализма и залили бетоном. Фото: Архив Фонда сохранения культурного наследия Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко Советская власть хотела уничтожить Стену Памяти, теперь её восстанавливают
На знаменитом столичном Байковом кладбище начали восстанавливать уникальную Стену Памяти, которую в 1982 году советские власти фактически уничтожили, залив целиком бетоном.
Авторы Стены Памяти — художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко. Рыбачук не стало еще в 2010 году, а Мельниченко дожил до наших дней. Уходя из жизни, Ада просила Владимира закончить начатое ими дело…
Проект, ставший частью жизни
Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко трудились над проектом Стены Памяти долгих 13 лет. Без выходных, праздников, отпусков. Их детище — огромная скульптура длиной 218 метров и от 4 до 17 метров высотой. Стена должна была стать ключевой частью Парка Памяти.
— Работы над ней начались примерно в 1974-1975 годах. Авторы хорошо понимали — это будет мощный арт-объект. Владимир Мельниченко говорит: ставилась задача рассказать историю их современников. Ада и Владимир создавали эти рельефы сами, они работали вдвоем, — рассказывает «КП в Украине» представительница Фонда сохранения культурного наследия Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко Оксана Грушанская. — Никто не верил, что такой монументальный объект можно сделать усилиями двух человек. В помощь выделили лишь сварщиков и разнорабочих. Ада и Владимир работали полный световой день, до 1982 года включительно, без единого выходного. Даже когда у Ады умер отец, на следующий день она все равно явилась на стройку.
Скульпторы 13 лет работали без выходных. Фото: Архив Фонда сохранения культурного наследия Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко
Идея скульптуры состояла в том, чтобы пришедшие проститься или проведать усопшего получали моральную поддержку от созерцания монумента.
— Все эти рельефы планировали сделать цветными. Внизу располагался бассейн. Это рукотворное озеро должно олицетворять реку между жизнью и смертью — воду жизни, — продолжает Оксана Грушанская. — Все эти краски должны отражаться в воде и передавать проходящим мимо, что жизнь идет, она продолжается. И есть вещи, которые не исчезают даже тогда, когда нет человека: его поступки, наследие и память о нем.
Олицетворяли жизнь во всех ее проявлениях уникальные скульптуры. Так, был изображен ученый, отправляющий ракету в космос; биолог, записывающий на диктофон голоса животных; мать, обнимающая своего ребенка; женщина, защищающая капли воды и зеленый листок…
13 лет труда Рыбачук и Мельниченко обернулись прахом. В 1982 году практически готовую композицию советские власти «рекомендовали ликвидировать». Почему так? Споры об этом идут по сей день.
— Официальная версия — Стена Памяти не соответствовала принципам соцреализма. Существует анонимка, где авторов обвинили в том, что на эскизах монумента они нарисовали одно, а сделали на стене совсем другое, — говорит наша собеседница. — Стену залили бетоном в присутствии авторов. Они смотрели, как подъезжалимашины и скидывали огромную массу бетона, практически равную той, которая пошла на создание Стены.
Начали с «Берегини»
Стену окружили металлической сеткой и внутрь залили бетон. В итоге получился настоящий саркофаг. Сейчас его аккуратно разбивают, затем срежут сетку, и вот тут-то и начнется ювелирная работа — вместе со скульптором отделять бетон от самих скульптур.
— Сейчас началось восстановления одного фрагмента под названием «Берегиня». Стена Памяти — это композиция площадью две тысячи квадратных метров. В ней изображено около 30 различных композиций на темы, условно говоря, от жизни и до смерти. В ней обыграно материнство, Икар, Прометей, — поясняет Грушанская. — «Берегиня» встречается в некоторых источниках под названием «Оборона Отчизны». На этом фрагменте изображена женщина, которая трубит в горн, демонстрируя, что настало время защитить свой дом и свою землю. И эта женщина – героиня в двух образах, с одной стороны, она трубит в горн, с другой — словно черпает воду жизни.
Для монумента изготовили гигантский каркас из металла. Фото: Архив Фонда сохранения культурного наследия Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко
Восстановление пройдет последовательно, маленькими фрагментами, под надзором Владимира Мельниченка. Вместе с молодыми скульпторами он разработает технологию дальнейшего раскрытия горельефов.
Художник со слезами на глазах
Сейчас Владимиру Мельниченко 89 лет, он трудится в своей мастерской, иногда принимает гостей и проводит экскурсии. Восстановление Стены Памяти переполняет его непередаваемыми эмоциями.
— Когда мыего спрашиваем об этом, он отвечает: «Родимые, ну что, по-вашему, может чувствовать художник, который создавал работу 13 лет и ее залили бетоном? 40 лет она находилась в этом саркофаге, скрытая от всех и пережившая много клеветы. И вдруг появилась надежда восстановить ее. Что, по-вашему, я должен чувствовать?». Он говорит это, и у него слезы на глазах. Он взволнован, — улыбается Оксана Грушанская.
Жаль, что пока полностью открыть всю Стену невозможно. После «Берегини» идет большое количество скульптур с мелкими деталями. И существует слишком большой риск их уничтожения. Поэтому часть монумента останется под бетоном.
— Сам Владимир Мельниченко говорит, что после открытия это будет два памятника — один «Берегиня». А забетонированная часть — памятник тоталитарной машине, которая уничтожила судьбы художников. Памятниктому варварскому режиму, — отмечает Оксана Грушанская.
На деньги частных меценатов
Кстати, длинная и трагическая история Стены Памяти не окончилась с развалом СССР, а продолжала тянуться и в независимой Украине.
— Разрешение на восстановление выдано еще в 1992 году. Но к работам на Стене Памяти мы пришли лишь спустя практически 20 лет, — рассказывает наша собеседница. — В начале это было «не на часі». Не нашлось людей и воли что-то делать. Все это время она была спрятана от людских глаз. А невидимое часто порождает мифы и страхи. Ходили даже истории, где рассказывалось на полном серьезе, что Стену забетонировали, потому что авторы изобразили нечто страшное. Мол, там такие картины, которые никому нельзя показывать.
Следующее, с чем столкнулась команда реставраторов — наша классическая бюрократия: началось отфутболивание по инстанциям. Стена Памяти относится к КП «Киевский крематорий». Его балансодержатель — ЖКХ города Киева. И они не имеют никакого отношения к произведениям искусства.
— Мы многократно отправляли им запросы с тем, что на их территории находится произведение искусства. Но они отвечали что-то похожее на «ну хорошо, обращайтесь в департамент культуры», — вспоминает Оксана. — Департамент культуры отвечал: Стена сейчас забетонирована, и что там, они не видят. А значит, сейчас не является произведением искусства. Поэтому заниматься ею у них нет никаких полномочий. Вот когда монумент откроют, они готовы взять ее на баланс и исследовать.
Шли годы, пока лишь в феврале 2020-года появился Фонд сохранения культурного наследия А. Рыбачук и В. Мельниченко. Вместе с этим и власть пошла на компромисс — стала содействовать в восстановлении Стены Памяти, дала необходимые разрешения на проведение работ.
Своим творением авторы пытались донести до людей: Жизнь продолжается Фото: Архив Фонда сохранения культурного наследия Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко
Первой целью Фонд объявил открытие фрагмента Стены Памяти. Инициировали сбор денег. И сейчас, в июле 2021 года стало возможно начать работы по восстановлению фрагмента, благодаря благотворителям, а значительную часть суммы перевела известная бизнес-структура, которая пока не просила себя не афишировать.
Но для того, чтобы фрагмент был раскрыт целиком, Фонд продолжает собирать деньги. Помочь можно здесь: https://pay.fondy.eu/s/TlKRe